Международный День Белой трости-день помощи,поддержки и солидарности
История «белой трости», как символа незрячего человека,
берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле (Bristol) жил
молодой профессиональный фотограф Джеймс Биггс (James Biggs), который
после несчастного случая потерял зрение. Надо было начинать новую жизнь,
и он стал учиться самостоятельно ходить по городу при помощи трости. Но
вскоре он понял, что на его чёрную трость не реагируют ни прохожие, ни
водители. Тогда он покрасил трость в белый цвет. И она стала заметна.
Это новшество подхватили все незрячие не только Англии, но и всей
Европы, Америки, а позднее и России.
А 15 октября 1970 года по инициативе Международной федерации слепых
(International Federation of the Blind) в США был установлен
Международный день Белой трости. В Великобритании День был впервые
отмечен 15 октября 1979. А в 1987 году к проведению Дня Белой трости
присоединилось Всероссийское общество слепых.
Современный город мало приспособлен для жизни людей, потерявших
зрение. Почему они редко встречаются на улицах и в транспорте, в местах,
где работают и отдыхают зрячие люди. Каждый из нас знает, что рядом
живут незрячие люди, но мы с ними почти не сталкиваемся, если это не
касается нашей семьи, наших близких.
Сколько сегодня незрячих в России, доподлинно не известно даже
Всероссийскому обществу слепых (ВОС). Точной статистики в стране нет. В
ВОС состоит 270 тысяч человек. Всего же, по подсчётам людей, которые
занимаются данной проблемой, в нашей стране около миллиона слепых,
многие из них живут в Москве.
15 октября в Москве будет проходить День Белой трости. И этот день –
удобный случай напомнить жителям российской столицы о том, что рядом с
ними живут незрячие люди. Напомнить и рассказать об их проблемах. Потому
что чем больше зрячих людей будут знать об этом, тем выше будет уровень
толерантности к людям с ограниченными возможностями.
Но как это сделать, чтобы получилось с одной стороны не очень
затратно, а с другой – интересно, необычно и максимально эффективно?
«К сожалению, некоммерческим и благотворительным организациям в
России в их деятельности зачастую не хватает действительно
профессиональных и неординарных креативных идей. В большинстве таких
организаций сотрудники совмещают благотворительную деятельность с
основной работой. И постоянно действуют в режиме жуткого дефицита
времени. А деньги тратятся лишь на самое необходимое, – отметила Диана Гурцкая, председатель Попечительского совета Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». –
Не всё получается так, как задумывается. Очень сложно разрушить стену
между мирами «здоровых» и «физически ограниченных людей». Проекты порой
получаются не столь эффективными, как хотелось бы».
Для решения этого вопроса представители Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» обратились в агентство Е-генератор
– ведущую российскую компанию в области генерации креативных идей,
творческими авторами которой являются более 40 тысяч креативных умов со
всего интернета.
Специально для Фонда Е-генератор организовал бесплатную генерацию
идей, способных решить поставленную задачу. И креативные авторы
агентства с большой охотой откликнулись и приняли участие в данном
проекте, предложив множество неординарных идей. Наибольшую активность
проявили авторы, зарегистрированные в системе под никами: Кошкин Андрей
Александрович, @лгори™, Эколог, vboby, Lena, Evdokiya_Podkatik, Brain
storm, Lom153, Offtop, man&pulator, Леди_Инсайт, OlgaLD, Апрелина,
головастик Эль, hope-ho, Ёлочка и dimoo.
«Как мы смогли убедиться на опыте сотрудничества с Е-генератором –
в России масса думающих, талантливых, тонко чувствующих людей. А ведь
их помощь, мысли и идеи могут помочь даже больше, чем денежные
пожертвования, – считает Диана Гурцкая. – Поэтому хочется
поблагодарить Е-генератор за то, что его портал совершенно неожиданным
для нас образом эту связь организовал и помогает креативной помощи дойти
до адресатов.
Также хочется искренне поблагодарить абсолютно всех авторов за
неравнодушие, искреннее желание помочь и сделать мир добрее. За новации и
идеи. За душу, которую они вложили в свои мысли и предложения, за время
которое потратили. Можем сказать совершенно точно, что все
представленные идеи будут полезны и востребованы. И надеемся, что наши
совместные усилия сделают мир чуть-чуть светлее для всех!»
Далее представлены некоторые из поступивших по ходу генерации идей.
Отметим, что в этот своеобразный ТОП не вошли те предложения, которые
были отобраны представителями Фонда для организации Дня Белой трости –
их все смогут воочию увидеть в ходе мероприятия 15 октября, а пока
раскрывать «секреты» не хотелось бы. Но невозможно ведь объять
необъятное, а среди поступивших идей было много интересных.
«Почувствуй на себе». Сразу несколькими авторами
Е-генератор были предложены идеи акций, которые можно объединить под
общей тематикой «почувствуй на себе». Смысл этих идей заключается в том,
чтобы обычные люди какое-то время побывали «в шкуре» незрячих – с
завязанными глазами или в непрозрачных очках. И попробовали в таком
состоянии совершить несколько самых рутинных действий. Например, пройти
по хорошо известному маршруту.
«Они среди нас». Ещё несколькими авторами были предложены
идеи, призванные продемонстрировать нашему обществу сам факт наличия в
нём незрячих людей. Не секрет ведь, что многие их просто не замечают и
не отдают себе отчёт в проблеме. С этой целью предлагается в наиболее
«значимых» местах размещать промоутеров в черных очках и с белыми
тростями, у которых будут небольшие плакаты с текстами вроде следующих:
«А ты меня видишь?», «Большие деревья и маленькие дети... Я слышал, это
красиво» (в парке), «Я жду закат, но не смогу его увидеть» (например, у
водоёма) и т.п. Как вариант можно организовать вернисаж картин, где
вместо изображений будет просто чёрный фон в рамках с соответствующими
подписями к ним: «Джоконда», «Купание красного коня», «Девятый вал» и
т.п. Автор: Offtop
«Спорт». Также несколько авторов предложили идею провести по
ходу Дня белой трости спортивные состязания, в которых сошлись бы в
очных поединках зрячие и незрячие люди. Например, такие соревнования
можно было бы провести по шахматам и шашкам (причём, зрячие могли бы
тоже играть «в слепую»), по армреслингу или по тяжёлой атлетике. Можно
также придумать и другие состязания, в которых по факту преимущества
зрячих людей перед незрячими не является отчётливо выраженным. Автор: Мимоходом
«Белая трость в подарок». Суть идеи заключается в том, что
накануне Международного дня 15 октября белые трости (как вариант –
детские белые трости) рассылаются в качестве подарка известным
«медийным» людям, «которые не сходят с экранов ТВ». Вплоть до президента
и премьера. Рассылаются с одной-единственной просьбой – просто
появиться с этим подарком в руках 15 октября на телеэкране. Причём,
можно даже без каких-либо комментариев по этому поводу – все комментарии
предоставить прессе и блогосфере. Автор: Владимир Казачков
«Барабанщики». Обратиться к известным музыкантам и провести
мастер-класс игры на барабанах для слабовидящих людей. Ведь любой
человек сможет отбить несложный ритм. Этот мастер класс можно провести
на открытом воздухе и оформить все символикой Фонда. Автор: Лелена
«Учитесь читать». Для слепых существуют специальные книги,
написанные шрифтом Брайля. Если сделать в людных местах такие плакаты,
то зрячим не будет ничего понятно, и они будут останавливаться, а
волонтёры будут читать, и показывать как читать руками. Фразы на
плакатах должны быть запоминающимися и сообщать информацию, которая
заставит задуматься о проблеме, например: «в Москве живёт ... незрячих людей, только у ... есть работа и т.д.» Автор: bat_only
«Праздник для всех». Идея заключается в проведении
городского праздника, в котором примут участие и рядовые горожане и
незрячие люди. Единственное существенное отличие от «обычного» праздника
заключается в максимальной аудизации информации. Например, не
холодильник с вывеской «Мороженое», а постоянно звучащее объявление: «Здесь продаётся мороженое, цена такая-то».
А вместо обычных указателей разместить звуковые указатели.
Представленный на празднике аудиоряд должен помочь обычным людям
осознать проблемы незрячих. Автор: Aleksandr Chupryn
В заключение отметим, что одной из идей, принятых заказчиком, было
предложение создать специальную группу в социальной сети ВКонтакте,
посвящённую предстоящему мероприятию. И, как сообщили сотрудники Фонда
«По зову сердца» Пётр Кучеренко и Ольга Павлыш, «мы создаём группу Дня Белой трости в сети ВКонтакте и приглашаем всех присоединиться к ней».